Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Менеджмент представляет собой особый вид управления, способного своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития.
В настоящее время трудно назвать более важную сферу экономической деятельности, чем управление или менеджмент, от которого существенно зависят и эффективность производства, и эффективность деятельности предприятия в целом, и качество обслуживания населения.
Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, что предполагает независимость менеджера от собственности, хотя менеджер может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера.
Современные концепции человеческого воздействия, используемые как в практике управления западной, так и в отечественной практике управления, требуют более глубокого понимания поведения людей в организации, понимания проблем межличностных отношений при взаимодействии людей, оценки отношений внутри малых групп.
Управление организацией — это, прежде всего, управление людьми. Именно искусство контроля за поведением людей становится важнейшим условием в современном обществе, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и организаций, стабильность их развития.
Как в отечественной, так и западной науке управление организацией рассматривается как важнейшая сфера менеджмента.
Целью данной работы является рассмотрение формальных и неформальных организаций; социальной структуры организаций (групп, статусов и ролей).
1 Формальные и неформальные организации
Исследования неформальных организаций начались с «Хоторнского эксперимента» под Руководством Э. Мэйо. Под названием «Хоторнский эксперимент» объединен ряд исследований, проведенных в США в течение 1924-1932-х гг. на Хоторнских предприятиях (Чикаго). Эти исследования оказали значительное влияние на последующее развитие социологической науки. Важным моментом было открытие феномена «неформальной организации». Именно через него стали понятны многие стороны сложной социальной жизни производственного коллектива. Исследования в рамках Хоторнского эксперимента положили начало одной из важнейших теорий в развитии индустриальной социологии, так называемой, теории «человеческих отношений» элементы которой использовались в различных концепциях многих направлений западной социологии [1, с. 242].
Социальный эффект воздействия «неформальных организаций» рабочих внес серьезные коррективы в ход управления производством. Оказалось, что стремление быть принятым группой для рабочего подчас явно перевешивало ценность мер администрации по стимулированию труда. Выяснилось также, что малые группы являются для рабочих одним из основных источников социально-психологического удовлетворения на производстве, средой, формирующей их установки, ценностные ориентации, мотивы поведения, отношение к труду и нормам выработки. Последующее развитие теории «человеческих отношений» пошло по пути поиска мер, способствующих совпадению цели «малых групп» с целью предприятия.
В отечественной социологии организаций, неформальные организации рассматриваются как форма социальной самоорганизации трудовых коллективов и являющаяся одним из источников развития организаций [11, с. 94].
Неформальные организации - спонтанно сложившаяся система социальных связей и норм, являющихся продуктом длительного межличностного и внутригруппового общения; подсистема социальной регуляции поведения людей в организационной системе, использующая механизмы самоорганизации и существующая наряду с формальной организацией. Любая организация не исчерпывается формальной частью, хотя и определяется ею. Одновременно действует система незапрограммированного взаимодействия. Социальное взаимодействие и происходящая в организациях деятельность никогда не могут полностью соответствовать официальным предписаниям. В организации устанавливается собственный морально-психологический климат, возникают неформальные нормы межличностных коммуникаций, которые, как правило, соблюдаются более последовательно, чем официальные поведенческие стереотипы [2, с. 202].
Неформальная организация представляет собой спонтанно сложившуюся систему соц. связей, норм, действий, являющихся проектом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения. Т. е. это непосредственная спонтанная общность людей, основанная на их
Фрагмент для ознакомления
3
1) Григорьев Н. Ю., Социальная эффективность как проблема управленческой деятельности // Социально-гуманитарные знания. — 2020. — № 3. — С. 242-253.
2) Егоршин А. П., Эффективный менеджмент организации [Электронный ресурс] : Учебное пособие. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. — 388 с.
3) Кичаева Е.В. Понятия малой группы и коллектива // В сборнике: Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 258-260.
4) Кравченко А.И. Социология - М; Проспект, 2019 г.
5) Лисова Е. Н., Группа как объект: незрелость или деструкция? // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2020. — № 1. — С. 22-33.
6) Мартасов Д., Ответственность директора за управление компанией: анализ споров // Трудовое право. — 2020. — № 1. — С. 5-13.
7) Слесарев С., Тонкости трудовых отношений с руководителем компании // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. — 2020. — № 2. — С. 53-64.
8) Теория организации / Черных А. В., Прудникова О. А. УлГПУ, 2019. - 201 с.
9) Теория организации: Учебник / Под ред. В.Б. Ременникова. - М.: Юнити, 2020. - 175 c.
10) Теория организации: учебник / В.Г.Ларионов, В.Р.Борисова. - М.: Дашков и К, 2020. - 308с.
11) Теория организации и организационное поведение / Сергеева Е. А., Бардасова Э. В. Издательство КНИТУ, 2019. - 104 с.